Санкции, электробусы, Росгвардия: зачем убыточному «КАМАЗу» убыточные «Соллерс» и УАЗ? - «КАМАЗ» » Авто - Мир
Мальвина
Опубликовано: 17:09, 26 февраль 2021
Автоновости

Санкции, электробусы, Росгвардия: зачем убыточному «КАМАЗу» убыточные «Соллерс» и УАЗ? - «КАМАЗ»

{short-story limit="540"}
Санкции, электробусы, Росгвардия: зачем убыточному «КАМАЗу» убыточные «Соллерс» и УАЗ? - «КАМАЗ»


Известие о вероятном создании альянса и даже об объединении ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Соллерс» заставило многих наших коллег погрузиться в дела Ульяновска, Набережных Челнов и даже Владивостока. На наш взгляд, искать причины внезапно возгоревшейся страсти нужно, как обычно, в Москве или, на худой конец, в Вашингтоне…


 

В субботу наши коллеги из «Ведомостей» опубликовали материал о возможном альянсе или даже слиянии ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Соллерс» – схему процесса вроде как должны отработать до конца года. Заметка в избытке содержит детали, предполагается и причина: интерес «КАМАЗа» к сегменту LCV. Перед тем, как пуститься в рассуждения, позволим себе немного освежить приведённые данные и добавить немного своих – для полноты картины.


Итак, согласно опубликованному 14 февраля последнему квартальному отчёту ПАО «КАМАЗ» за 2019 год продажи грузовиков компании упали на 6,7% – до 30 504 штук по сравнению с 2018 годом. Основной причиной называется падение рынка в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн на 2,2%, которое, по мнению авторов отчёта, обусловлено сокращением коммерческих грузоперевозок, снижением покупательной способности грузоперевозчиков, низкими темпами роста инвестиций и уменьшением господдержки. А проще говоря – застойными и кризисными явлениями в экономике России.

Особую тревогу вызывает тот факт, что именно в сегменте большегрузов доля «КАМАЗа» составляет 44,2%, притом, что среднетоннажную технику компания практически не продаёт – в 2019 году на неё пришлось только 490 единиц с долей в сегменте чуть более четырёх процентов. И поскольку никакого оживления на рынке нет – наоборот, роль директивного госуправления только возрастает, менеджменту компании, как говориться, есть над чем подумать. Тем более, что за первые три квартала 2019 года ПАО «КАМАЗ» отчиталось убытками в 1,8 млрд рублей. Правда, в первом полугодии убыток был больше – 3,2 млрд рублей.

А что УАЗ – главный автомобильный актив «Соллерса»? В 2019 году отгрузки дилерам упали на 6% – до 38 892 штук, однако на самом деле дела обстоят хуже. Дело в том, что на учёт в 2019 году встало только 15 978 машин – остальные остались на дилерских складах. Мало того, что это без малого на 60% меньше отчётной цифры за 2019 год, так ещё и меньше, чем в 2018 году, когда на учёт встало 19 772 новеньких «Уазика». УАЗ пока не отчитался по финансам за 2019 год, но в 2018 году он скатился в убыток – один миллиард рублей с хвостиком, и это притом, что в 2018 году продажи UAZ упали всего на один процент (по дилерским отгрузкам), и притом, что в 2017 году УАЗ был в плюсе.

В 2019 году в процентном отношении хуже всего из модельной линейки UAZ себя чувствовала себя полуторатонная модель Profi – недавняя новинка, и «младшая» коммерческая серия, состоящая из бесконечного количества вариантов «Буханки». Не парадокс ли, что «КАМАЗ» желает объединяться с «Соллерсом», может быть, логично тогда объединяться с ГАЗом – безоговорочным лидером этого сегмента? Уточним, что в активе у «Соллерса» – ещё и производство Ford Transit, однако в данном случае этот осколок американского автогиганта служит лишь для отвлечения внимания: его модификации пользуются низким спросом и после запуска на калужском заводе линейки K0 Peugeot-Citroen сборку можно было бы смело сворачивать, если бы, как мы неоднократно писали, её не требовалось сохранить для промышленного выпуска лимузинов Aurus. Впрочем, как говорят некоторые собеседники Kolesa.ru из НАМИ, проект президентского автомобиля потихоньку «сливают». Вряд ли Aurus получит ОТТС на конвейерный образец.

В общем, объединяться с ГАЗом может быть и логично, но напомним, что сейчас самый острый вопрос для ГАЗа – санкционный. Минфин США предоставил компании уже третью и, вероятно, последнюю отсрочку: если до 31 марта 2020 года Олег Дерипаска не откажется от контроля над ГАЗом, как это случилось с другими его активами, бывшими под санкционным давлением, американским компаниям и частным лицам будут запрещены всякие сношения с ГАЗом. А теперь давайте вспомним, что одним из учредителей «КАМАЗа» числится Государственная корпорация РОСТЕХ, генеральный директор которой Сергей Чемезов – опять же под санкциями уже почти как два года.

К слову, в том же отчёте за четвёртый квартал ПАО «КАМАЗ» об объединении с «Соллерсом», конечно, нет ни слова, однако само название«Соллерс» в документе фигурирует. Так, членом совета директоров ПАО «Соллерс» до прошлого года включительно был Рубен Карленович Варданян, который в последние годы совмещал множество должностей. К слову, депутаты Европарламента вовсю призывают ввести против него санкции, так что для ГАЗа он тоже фигура нежелательная. Но, может быть, он и был проводником идеи объединения «Соллерса» и «КАМАЗа», и это желание – инициатива «Соллерса»?

«КАМАЗ» может быть интересен «Соллерсу» доступом на московский рынок автобусов. За последние два года сумма контрактов «КАМАЗа» и «Мосгортранса» перевалила за 56 миллиардов рублей. Большие автобусы – вещь дорогая и «штучная», вряд ли «Соллерс» возьмётся за них как производитель, а вот наладить выпуск запчастей и комплектующих и заместить китайских поставщиков – вполне может. С другой стороны, Москве требуются не только большие автобусы, но и «маршрутки», и вот здесь УАЗ как раз может выйти в новую для себя нишу. К слову, этот вариант очень пригодится на тот случай, если проект Aurus всё же сведут на нет, вместе с чем отпадёт надобность и в производстве Ford Transit, который частенько можно встретить на московских линиях.

Между тем, ключи к государственным контрактам имеются и в УАЗе. С одной стороны, компания практически утратила военный подряд: в последние годы изменилась тактика ведения боя и надобность в командно-штабных машинах отпала. Самое крупное, что имел УАЗ от Минобороты за последние два года, это две сотни пикапов, на базе которых в Сирии сделали тачанки, установив на грузовых платформах пулемёты. Зато вовсю старается МВД – в прошлом году ведомство заключило с УАЗом 18 контрактов почти на восемь миллиардов рублей, ещё пять миллиардов подсыпал Минпромторг. Растет интерес к продукции УАЗа и со стороны Росгвардии, за последние два года разместившей на Ульяновском предприятии договоров на 1,5 млрд рублей. Короче говоря, утверждение, что «КАМАЗу» при объединение с «Соллерсом» может быть интересен рынок LCV, вероятно, не так далеко от истины, если понимать под этим возможности доступа к государственным контрактам. По крайней мере, если и есть смысл в возможном объединении двух компаний, лежит он именно в области принудительного увеличения объёмов госзакупок, причём не абы у каких компаний, а у тех, у которых надо компаний…


Известие о вероятном создании альянса и даже об объединении ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Соллерс» заставило многих наших коллег погрузиться в дела Ульяновска, Набережных Челнов и даже Владивостока. На наш взгляд, искать причины внезапно возгоревшейся страсти нужно, как обычно, в Москве или, на худой конец, в Вашингтоне… В субботу наши коллеги из «Ведомостей» опубликовали материал о возможном альянсе или даже слиянии ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Соллерс» – схему процесса вроде как должны отработать до конца года. Заметка в избытке содержит детали, предполагается и причина: интерес «КАМАЗа» к сегменту LCV. Перед тем, как пуститься в рассуждения, позволим себе немного освежить приведённые данные и добавить немного своих – для полноты картины. Итак, согласно опубликованному 14 февраля последнему квартальному отчёту ПАО «КАМАЗ» за 2019 год продажи грузовиков компании упали на 6,7% – до 30 504 штук по сравнению с 2018 годом. Основной причиной называется падение рынка в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн на 2,2%, которое, по мнению авторов отчёта, обусловлено сокращением коммерческих грузоперевозок, снижением покупательной способности грузоперевозчиков, низкими темпами роста инвестиций и уменьшением господдержки. А проще говоря – застойными и кризисными явлениями в экономике России. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно в сегменте большегрузов доля «КАМАЗа» составляет 44,2%, притом, что среднетоннажную технику компания практически не продаёт – в 2019 году на неё пришлось только 490 единиц с долей в сегменте чуть более четырёх процентов. И поскольку никакого оживления на рынке нет – наоборот, роль директивного госуправления только возрастает, менеджменту компании, как говориться, есть над чем подумать. Тем более, что за первые три квартала 2019 года ПАО «КАМАЗ» отчиталось убытками в 1,8 млрд рублей. Правда, в первом полугодии убыток был больше – 3,2 млрд рублей. А что УАЗ – главный автомобильный актив «Соллерса»? В 2019 году отгрузки дилерам упали на 6% – до 38 892 штук, однако на самом деле дела обстоят хуже. Дело в том, что на учёт в 2019 году встало только 15 978 машин – остальные остались на дилерских складах. Мало того, что это без малого на 60% меньше отчётной цифры за 2019 год, так ещё и меньше, чем в 2018 году, когда на учёт встало 19 772 новеньких «Уазика». УАЗ пока не отчитался по финансам за 2019 год, но в 2018 году он скатился в убыток – один миллиард рублей с хвостиком, и это притом, что в 2018 году продажи UAZ упали всего на один процент (по дилерским отгрузкам), и притом, что в 2017 году УАЗ был в плюсе. В 2019 году в процентном отношении хуже всего из модельной линейки UAZ себя чувствовала себя полуторатонная модель Profi – недавняя новинка, и «младшая» коммерческая серия, состоящая из бесконечного количества вариантов «Буханки». Не парадокс ли, что «КАМАЗ» желает объединяться с «Соллерсом», может быть, логично тогда объединяться с ГАЗом – безоговорочным лидером этого сегмента? Уточним, что в активе у «Соллерса» – ещё и производство Ford Transit, однако в данном случае этот осколок американского автогиганта служит лишь для отвлечения внимания: его модификации пользуются низким спросом и после запуска на калужском заводе линейки K0 Peugeot-Citroen сборку можно было бы смело сворачивать, если бы, как мы неоднократно писали, её не требовалось сохранить для промышленного выпуска лимузинов Aurus. Впрочем, как говорят некоторые собеседники Kolesa.ru из НАМИ, проект президентского автомобиля потихоньку «сливают». Вряд ли Aurus получит ОТТС на конвейерный образец. В общем, объединяться с ГАЗом может быть и логично, но напомним, что сейчас самый острый вопрос для ГАЗа – санкционный. Минфин США предоставил компании уже третью и, вероятно, последнюю отсрочку: если до 31 марта 2020 года Олег Дерипаска не откажется от контроля над ГАЗом, как это случилось с другими его активами, бывшими под санкционным давлением, американским компаниям и частным лицам будут запрещены всякие сношения с ГАЗом. А теперь давайте вспомним, что одним из учредителей «КАМАЗа» числится Государственная корпорация РОСТЕХ, генеральный директор которой Сергей Чемезов – опять же под санкциями уже почти как два года. К слову, в том же отчёте за четвёртый квартал ПАО «КАМАЗ» об объединении с «Соллерсом», конечно, нет ни слова, однако само название«Соллерс» в документе фигурирует. Так, членом совета директоров ПАО «Соллерс» до прошлого года включительно был Рубен Карленович Варданян, который в последние годы совмещал множество должностей. К слову, депутаты Европарламента вовсю призывают ввести против него санкции, так что для ГАЗа он тоже фигура нежелательная. Но, может быть, он и был проводником идеи объединения «Соллерса» и «КАМАЗа», и это желание – инициатива «Соллерса»? «КАМАЗ» может быть интересен «Соллерсу» доступом на московский рынок автобусов. За последние два года сумма контрактов «КАМАЗа» и «Мосгортранса» перевалила за 56 миллиардов рублей. Большие автобусы – вещь дорогая и «штучная», вряд ли «Соллерс» возьмётся за них как производитель, а вот наладить выпуск запчастей и комплектующих и заместить китайских поставщиков – вполне может. С другой стороны, Москве требуются не только большие автобусы, но и «маршрутки», и вот здесь УАЗ как раз может выйти в новую для себя нишу. К слову, этот вариант очень пригодится на тот случай, если проект Aurus всё же сведут на нет, вместе с чем отпадёт надобность и в производстве Ford Transit, который частенько можно встретить на московских линиях. Между тем, ключи к государственным контрактам имеются и в УАЗе. С одной стороны, компания практически утратила военный подряд: в последние годы изменилась тактика ведения боя и надобность в командно-штабных машинах отпала. Самое крупное, что имел УАЗ от Минобороты за последние два года, это две сотни пикапов, на базе которых в Сирии сделали тачанки, установив на грузовых платформах пулемёты. Зато вовсю старается МВД – в прошлом году ведомство заключило с УАЗом 18 контрактов почти на восемь миллиардов рублей, ещё пять миллиардов подсыпал Минпромторг. Растет интерес к продукции УАЗа и со стороны Росгвардии, за последние два года разместившей на Ульяновском предприятии договоров на 1,5 млрд рублей. Короче говоря, утверждение, что «КАМАЗу» при объединение с «Соллерсом» может быть интересен рынок LCV, вероятно, не так далеко от истины, если понимать под этим возможности доступа к государственным контрактам. По крайней мере, если и есть смысл в возможном объединении двух компаний, лежит он именно в области принудительного увеличения объёмов госзакупок, причём не абы у каких компаний, а у тех, у которых надо компаний…
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

Рейтинг@Mail.ru