Деньги на бочку: тест-драйв ГАЗ-52 с прицепом-цистерной АЦПТ-0,9 - «Грузовики и автобусы» » Авто - Мир
Johnson
Опубликовано: 09:37, 11 январь 2024
Каталог авто

Деньги на бочку: тест-драйв ГАЗ-52 с прицепом-цистерной АЦПТ-0,9 - «Грузовики и автобусы»

Мы ещё толком не разложились для фотосессии, как к нам подошёл местный житель:– Ребята, почём квас?Кто-то из нашей компании хохотнул:– Три копейки – маленький стакан, шесть – большой, 12 – л...
Деньги на бочку: тест-драйв ГАЗ-52 с прицепом-цистерной АЦПТ-0,9 - «Грузовики и автобусы»


Мы ещё толком не разложились для фотосессии, как к нам подошёл местный житель:

– Ребята, почём квас?

Кто-то из нашей компании хохотнул:

– Три копейки – маленький стакан, шесть – большой, 12 – литр. Не помнишь, что ль, отец?


«Отец» немного растерялся. Неужели он вернулся в эпоху штиблетов «прощай, молодость», лаврового листа и хмели-сунели на прилавках гастрономов? Толком ничего не понимая, он выпил кружку кваса, которую ему наполнили из реквизита – баклашки современного белорусского кваса. Потом подходили ещё люди. Наш реквизит быстро кончился, хотя не все оставались довольными: всё-таки на цистерне ГАЗ-52 невероятно дерзко написано «ПИВО», а в наличии есть только квас.


Деньги на бочку: тест-драйв ГАЗ-52 с прицепом-цистерной АЦПТ-0,9 - «Грузовики и автобусы»





Про воробушков и пионеров

В городе, где я родился, около входа на центральный рынок работал типичный советский гастроном – со стеклянным фасадом, «газосветной» вывеской, которая сама по себе к тому времени стала отдельным жанром светового искусства… Как-то совсем маленьким пацанёнком я проходил мимо этого гастронома с батей и обратил внимание на сидящих на чугунном заборе мужиков. Я просил отца, чего это тут мужики сидят? Кто это вообще такие? Батя за словом в карман никогда не лез (и не лезет до сих пор), поэтому ответил максимально дипломатично: «Это, сын, воробушки».


Я сильно удивился. Маленькие птички, которые мы в детстве за их чрезмерную наглость называли автоматчиками, никак не были похожи на этих хмурых мужиков, чьи лица больше напоминали червивую яблочную падалицу в саду около нашего дома. Но тут появился ГАЗ-52 (или 53 – тогда я их не умел отличать) с ярко-жёлтой бочкой-прицепом. Мужики стайкой слетели с забора и рванули к бочке. Действительно, сходство есть.



Через несколько лет в кладовке я нашёл дедовский катушечный магнитофон «Комета» и кучу бобин. Среди знакомых песен Окуджавы и Высоцкого услышал одну незнакомую, в которой были такие слова:

«Стоит на полустаночке, 

В кармане две тараночки, 

А мимо бочку с пивом повезли. 

И сердце так колотится, 

И выпить ему хочется, 

Эх, где же вы, вчерашние рубли…».

А дед у меня, оказывается, тот ещё был забавник: слушал Аркадия Северного. Даром что кандидатскую защищал…


Бочка с пивом около гастронома – это был настоящий культурный код той эпохи. Пили это пиво, конечно, не только измученные нарзаном «воробушки». Тогда к этому относились намного спокойнее. Волновались только тогда, когда кто-то в очереди просил долива после отстоя пены: во рту сухо, голова болит, жара угнетает, мягкие шаги дворового кота кажутся топотом, а тут ещё перед тобой кто-то время тянет. Тут, понимаете ли, человек умирает, а он – пена. Безответственный товарищ, честное слово. И страдающая с похмелья очередь такому гражданину вполне могла выразить своё недовольство.

А вот у бочки с квасом очередь повеселее: тут и пионеры с бидонами стоят, и просто желающие освежиться кваском. Вкусно и вполне доступно: три копейки за маленькую кружку, шесть – за пол-литровую. Ну а в бидоны квас льют уже литрами: кому – попить, кому – на окрошку. 


Нет, как хотите, а жёлтая бочка – это символ эпохи. Не просто её визуальная примета, а именно символ: очереди, бесстрашное употребление кваса или пива из одной кружки по очереди… В конце концов – мухлёж и невероятные барыши работников торговли. Да-да, было и такое.

Среди продавцов негласно считалось, что если в такую бочку влить четыре ведра воды, то этого заметно не будет. Тем временем четыре ведра давали приблизительно 18 рублей живыми деньгами. А один продавец в жаркий день мог продать гораздо больше одной бочки, так что навар получался очень приличным. Главное – не жадничать, а то можно нарваться и на проверку: желающих «подсидеть» коллегу и самому сесть у краника бочки среди продавцов было довольно много.

А лучше всего, конечно, использовать соду. Одна пачка на бочку давала превосходную долгоиграющую пену в кружке! При всём желании налить пол-литра в кружку не получалось, а продавцу только этого и надо. А если кто-то сдуру попросит долить после отстоя, то можно в порыве праведного гнева обратиться к очереди. Смотрите, мол, граждане, что делается: товарищ очередь задерживает! Товарища могли затереть, после чего скандалить он уже не хотел.

Под грохот прицепа

Фотографировать бочку мы поехали в Купчино – район Петербурга, который до сих пор местами очень похож на Ленинград. Буксировать советский артефакт каким-нибудь ГАЗоном Некст не хотелось: это бездуховно. Поэтому в качестве тягача использовали ГАЗ-52 04. С ним всё понятно: переделанный ГАЗ-51, недоделанный ГАЗ-53. Снаружи – новый, внутри – старый. Мне как-то приходилось участвовать в фантастическом по своему раздолбайству перегону такого грузовика из Марёво в Питер, поэтому садиться снова за руль этого шедевра отечественного автопрома не слишком хотелось. Знаю, что у этой машины есть целая армия фанатов, но мне по душе больше ГАЗ-53, так что в этот раз я поехал пассажиром. Надо признать, что отреставрированный ГАЗ-52 тоже не так уж плох, и поездка на нём может принести удовольствие. Но лучше – пассажиром.









Несмотря на периодически рычащий мотор, грохот прицепа сзади был слышен всю дорогу. Что поделать – он пустой, а его конструкция не подразумевает способность мягко катиться в ненагруженном состоянии через трамвайные пути.

В основе прицепа-бочки лежит тележка одноосного прицепа ТАПЗ-755 Тираспольского завода автоприцепов Молдавской ССР (в нашем случае – 1975 года выпуска). Рама элементарная – два лонжерона, соединённых поперечинами, простая балка на двух продольных полуэллиптических рессорах и полное отсутствие тормозов. На ходу, допустим, мы отлично тормозили «газончиком», а вот на стоянке пришлось бегать в поисках каких-нибудь булыжников, которые можно было бы засунуть под колёса. Можно было бы воспользоваться современными «башмаками», но на фотографиях это выглядело бы смешно. В СССР в виде упоров чаще использовали кирпичи, но сейчас в Питере проще найти благочестивую женщину в портовом кабаке, чем бесхозный кирпич на улице.

Название прицепа-цистерны АЦПТ-0,9 означает «автоцистерна пищевая теплоизолированная» с эксплуатационной ёмкостью 0,9 тыс. литров (то есть, 900 л). Конструкция у неё на первый взгляд элементарная, но эффективная. В её основе лежит бак из пищевого алюминия с толщиной стенки в один сантиметр (до 1975 года его делали из нержавеющей стали). Бак покрыт теплоизоляционным слоем, чем-то напоминающим современную монтажную пену, и обшит листовой сталью толщиной 1,2 мм. В итоге получился термос, и при температуре наружного воздуха ±30 градусов за 10 часов допускалось изменение температуры содержимого бочки всего на 2 градуса. Вес такого пустого прицепа составлял 850 кг, причём из них 380 кг – это масса цистерны. К тележке прицепа цистерна крепилась стальными лентами, под которые подкладывали слой брезента, чтобы они не портили поверхность бочки.

На стоянке отцепляем бочку и ставим её на упоры. Они есть и спереди, и сзади. Задний висит в воздухе: чтобы слить содержимое цистерны до конца, под передний упор требуется что-то подложить, чтобы бочка наклонилась вперёд до контакта заднего упора с землёй. Нам этого не требовалось, поэтому приступаем к подготовке нашей импровизированной торговой точки.







В жару продавец мог спрятаться под маркизой, которая надевалась на специальный каркас. Её установка занимает буквально пару минут – достаточно освободить каркас из фиксаторов, перекинуть его на заднюю сторону бочки и привязать к нему саму маркизу. Дальше становится интереснее: надо подготовить к работе ринзер. Ринзер – это на современном языке. По-старому он называется проще: кружкомойка. Да, вот такое незамысловатое название. А вместе с ними были и стаканомойки. Всё это – варианты названия того предмета, который сейчас называют ринзер. Отличались они в основном диаметром дна посуды, которую там можно было мыть (кружкомойки были больше, чем стаканомойки). И все они делились на две группы: стационарные для общепита и вот такие – для установки на тележках или в автоцистернах для выездной торговли.





Именно с помощью этого приспособления можно было помыть кружку. Ну, как помыть… Ополоснуть, не больше. Даже удивительно, что вопросы гигиены не слишком сильно волновали людей ни в очереди за квасом, ни за пивом. Не боялись ни кишечной палочки, ни чего другого, что там вполне могло быть: никто не знает, насколько тщательно эти бочки дезинфицировали. И дезинфицировали ли их вообще, потому что байки про червей и дохлых кошек в этих бочках тиражировали довольно активно. Правда, никого они не пугали. Может, потому что даже в моём детстве привязать верёвкой за хвост труп кошки и пугать им девок было нормальным развлечением, а может, люди были другой закалки – не из пугливых. А скорее всего, просто никто такую статистику вообще не вёл. Сейчас на этот вопрос точного ответа уже не найти, поэтому вернёмся к ринзеру. 

Для работы его надо подключить шлангом к водопроводу, и именно поэтому бочки пытались ставить там, где такая возможность была. А от брызг воды продавца защищал пластиковый колпак с жаргонным названием «каска». Правда, его обычно снимали: слишком уж мешает ставить в ринзер кружку.

Рядом – воронка. Без неё никак: прибежит пионер с бидоном для кваса, как наливать? Только с помощью воронки. Есть ещё и маленькая железная коробочка с крышечкой – это касса. Всё, торговая точка готова, можно отоваривать жаждущих граждан. Добро пожаловать в очередь!

Не только квас

Удивительно, но бочки для кваса и пива были не первыми советскими пищевыми автоцистернами. Их начали выпускать в 1967 году на Ново-Троицком машиностроительном заводе в посёлке Краснооктябрьский Сокулукского района Киргизской ССР и на Карловском механическом заводе в городе Карловка Полтавской области Украинской ССР. Но чуть раньше – в 1957-м году – появились серебристые прицепы-цистерны, которые были предназначены для розничной продажи молока. 

Не знаю, как вам, а мне жёлтые как-то симпатичнее. Из-за надписи «ПИВО», наверное.


Мы ещё толком не разложились для фотосессии, как к нам подошёл местный житель: – Ребята, почём квас? Кто-то из нашей компании хохотнул: – Три копейки – маленький стакан, шесть – большой, 12 – литр. Не помнишь, что ль, отец? «Отец» немного растерялся. Неужели он вернулся в эпоху штиблетов «прощай, молодость», лаврового листа и хмели-сунели на прилавках гастрономов? Толком ничего не понимая, он выпил кружку кваса, которую ему наполнили из реквизита – баклашки современного белорусского кваса. Потом подходили ещё люди. Наш реквизит быстро кончился, хотя не все оставались довольными: всё-таки на цистерне ГАЗ-52 невероятно дерзко написано «ПИВО», а в наличии есть только квас. Про воробушков и пионеров В городе, где я родился, около входа на центральный рынок работал типичный советский гастроном – со стеклянным фасадом, «газосветной» вывеской, которая сама по себе к тому времени стала отдельным жанром светового искусства… Как-то совсем маленьким пацанёнком я проходил мимо этого гастронома с батей и обратил внимание на сидящих на чугунном заборе мужиков. Я просил отца, чего это тут мужики сидят? Кто это вообще такие? Батя за словом в карман никогда не лез (и не лезет до сих пор), поэтому ответил максимально дипломатично: «Это, сын, воробушки». Я сильно удивился. Маленькие птички, которые мы в детстве за их чрезмерную наглость называли автоматчиками, никак не были похожи на этих хмурых мужиков, чьи лица больше напоминали червивую яблочную падалицу в саду около нашего дома. Но тут появился ГАЗ-52 (или 53 – тогда я их не умел отличать) с ярко-жёлтой бочкой-прицепом. Мужики стайкой слетели с забора и рванули к бочке. Действительно, сходство есть. Через несколько лет в кладовке я нашёл дедовский катушечный магнитофон «Комета» и кучу бобин. Среди знакомых песен Окуджавы и Высоцкого услышал одну незнакомую, в которой были такие слова: «Стоит на полустаночке, В кармане две тараночки, А мимо бочку с пивом повезли. И сердце так колотится, И выпить ему хочется, Эх, где же вы, вчерашние рубли…». А дед у меня, оказывается, тот ещё был забавник: слушал Аркадия Северного. Даром что кандидатскую защищал… Бочка с пивом около гастронома – это был настоящий культурный код той эпохи. Пили это пиво, конечно, не только измученные нарзаном «воробушки». Тогда к этому относились намного спокойнее. Волновались только тогда, когда кто-то в очереди просил долива после отстоя пены: во рту сухо, голова болит, жара угнетает, мягкие шаги дворового кота кажутся топотом, а тут ещё перед тобой кто-то время тянет. Тут, понимаете ли, человек умирает, а он – пена. Безответственный товарищ, честное слово. И страдающая с похмелья очередь такому гражданину вполне могла выразить своё недовольство. А вот у бочки с квасом очередь повеселее: тут и пионеры с бидонами стоят, и просто желающие освежиться кваском. Вкусно и вполне доступно: три копейки за маленькую кружку, шесть – за пол-литровую. Ну а в бидоны квас льют уже литрами: кому – попить, кому – на окрошку. Нет, как хотите, а жёлтая бочка – это символ эпохи. Не просто её визуальная примета, а именно символ: очереди, бесстрашное употребление кваса или пива из одной кружки по очереди… В конце концов – мухлёж и невероятные барыши работников торговли. Да-да, было и такое. Среди продавцов негласно считалось, что если в такую бочку влить четыре ведра воды, то этого заметно не будет. Тем временем четыре ведра давали приблизительно 18 рублей живыми деньгами. А один продавец в жаркий день мог продать гораздо больше одной бочки, так что навар получался очень приличным. Главное – не жадничать, а то можно нарваться и на проверку: желающих «подсидеть» коллегу и самому сесть у краника бочки среди продавцов было довольно много. А лучше всего, конечно, использовать соду. Одна пачка на бочку давала превосходную долгоиграющую пену в кружке! При всём желании налить пол-литра в кружку не получалось, а продавцу только этого и надо. А если кто-то сдуру попросит долить после отстоя, то можно в порыве праведного гнева обратиться к очереди. Смотрите, мол, граждане, что делается: товарищ очередь задерживает! Товарища могли затереть, после чего скандалить он уже не хотел. Под грохот прицепа Фотографировать бочку мы поехали в Купчино – район Петербурга, который до сих пор местами очень похож на Ленинград. Буксировать советский артефакт каким-нибудь ГАЗоном Некст не хотелось: это бездуховно. Поэтому в качестве тягача использовали ГАЗ-52 04. С ним всё понятно: переделанный ГАЗ-51, недоделанный ГАЗ-53. Снаружи – новый, внутри – старый. Мне как-то приходилось участвовать в фантастическом по своему раздолбайству перегону такого грузовика из Марёво в Питер, поэтому садиться снова за руль этого шедевра отечественного автопрома не слишком хотелось. Знаю, что у этой машины есть целая армия фанатов, но мне по душе больше ГАЗ-53, так что в этот раз я поехал пассажиром. Надо признать, что отреставрированный ГАЗ-52 тоже не так уж плох, и поездка на нём может принести удовольствие. Но лучше – пассажиром. Несмотря на периодически рычащий мотор, грохот прицепа сзади был слышен всю дорогу. Что поделать – он пустой, а его конструкция не подразумевает способность мягко катиться в ненагруженном состоянии через трамвайные пути. В основе прицепа-бочки лежит тележка одноосного прицепа ТАПЗ-755 Тираспольского завода автоприцепов Молдавской ССР (в нашем случае – 1975 года выпуска). Рама элементарная – два лонжерона, соединённых поперечинами, простая балка на двух продольных полуэллиптических рессорах и полное отсутствие тормозов. На ходу, допустим, мы отлично тормозили «газончиком», а вот на стоянке пришлось бегать в поисках каких-нибудь булыжников, которые можно было бы засунуть под колёса. Можно было бы воспользоваться современными «башмаками», но на фотографиях это выглядело бы смешно. В СССР в виде упоров чаще использовали кирпичи, но сейчас в Питере проще найти благочестивую женщину в портовом кабаке, чем бесхозный кирпич на улице. Название прицепа-цистерны АЦПТ-0,9 означает «автоцистерна пищевая теплоизолированная» с эксплуатационной ёмкостью 0,9 тыс. литров (то есть, 900 л). Конструкция у неё на первый взгляд элементарная, но эффективная. В её основе лежит бак из пищевого алюминия с толщиной стенки в один сантиметр (до 1975 года его делали из нержавеющей стали). Бак покрыт теплоизоляционным слоем, чем-то напоминающим современную монтажную пену, и обшит листовой сталью толщиной 1,2 мм. В итоге получился термос, и при температуре наружного воздуха ±30 градусов за 10 часов допускалось изменение температуры содержимого бочки всего на 2 градуса. Вес такого пустого прицепа составлял 850 кг, причём из них 380 кг – это масса цистерны. К тележке прицепа цистерна крепилась стальными лентами, под которые подкладывали слой брезента, чтобы они не портили поверхность бочки. На стоянке отцепляем бочку и ставим её на упоры. Они есть и спереди, и сзади. Задний висит в воздухе: чтобы слить содержимое цистерны до конца, под передний упор требуется что-то подложить, чтобы бочка наклонилась вперёд до контакта заднего упора с землёй. Нам этого не требовалось, поэтому приступаем к подготовке нашей импровизированной торговой точки. В жару продавец мог спрятаться под маркизой, которая надевалась на специальный каркас. Её установка занимает буквально пару минут – достаточно освободить каркас из фиксаторов, перекинуть его на заднюю сторону бочки и привязать к нему саму маркизу. Дальше становится интереснее: надо подготовить к работе ринзер. Ринзер – это на современном языке. По-старому он называется проще: кружкомойка. Да, вот такое незамысловатое название. А вместе с ними были и стаканомойки. Всё это – варианты названия того предмета, который сейчас называют ринзер. Отличались они в основном диаметром дна посуды, которую там можно было мыть (кружкомойки были больше, чем стаканомойки). И все они делились на две группы: стационарные для общепита и вот такие – для установки на тележках или в автоцистернах для выездной торговли. ​ Именно с помощью этого приспособления можно было помыть кружку. Ну, как помыть… Ополоснуть, не больше. Даже удивительно, что вопросы гигиены не слишком сильно волновали людей ни в очереди за квасом, ни за пивом. Не боялись ни кишечной палочки, ни чего другого, что там вполне могло быть: никто не знает, насколько тщательно эти бочки дезинфицировали. И дезинфицировали ли их вообще, потому что байки про червей и дохлых кошек в этих бочках тиражировали довольно активно. Правда, никого они не пугали. Может, потому что даже в моём детстве привязать верёвкой за хвост труп кошки и пугать им девок было нормальным развлечением, а может, люди были другой закалки – не из пугливых. А скорее всего, просто никто такую статистику вообще не вёл. Сейчас на этот вопрос точного ответа уже не найти, поэтому вернёмся к ринзеру. Для работы его надо подключить шлангом к водопроводу, и именно поэтому бочки пытались ставить там, где такая возможность была. А от брызг воды продавца защищал пластиковый колпак с жаргонным названием «каска». Правда, его обычно снимали: слишком уж мешает ставить в ринзер кружку. Рядом – воронка. Без неё никак: прибежит пионер с бидоном для кваса, как наливать? Только с помощью воронки. Есть ещё и маленькая железная коробочка с крышечкой – это касса. Всё, торговая точка готова, можно отоваривать жаждущих граждан. Добро пожаловать в очередь! Не только квас Удивительно, но бочки для кваса и пива были не первыми советскими пищевыми автоцистернами. Их начали выпускать в 1967 году на Ново-Троицком машиностроительном заводе в посёлке Краснооктябрьский Сокулукского района Киргизской ССР и на Карловском механическом заводе в городе Карловка Полтавской области Украинской ССР. Но чуть раньше – в 1957-м году – появились серебристые прицепы-цистерны, которые были предназначены для розничной продажи молока. Не знаю, как вам, а мне жёлтые как-то симпатичнее. Из-за надписи «ПИВО», наверное.
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика