Yuchai, Weichai, Fast Gear и немного ЯМЗ: обзор выставки коммерческого транспорта Comtrans 2024 - «ГАЗ»

Ежегодная выставка коммерческого транспорта Comtrans до сих пор сохраняет статус международной. Что ж, это справедливо, потому что Россия, Беларусь и Китай – страны совершенно разные. Но и общего у нас немало. Например, автобусы Yutong, дизели Yuchai и коробки передач Fast Gear. В этом легко убедиться, пробежавшись по стендам компаний на выставке и просмотрев десятки буклетов с описанием техники. Кому-то от этого становится грустно, а некоторые, напротив, очень радуются и ходят по павильонам с чрезвычайно довольными лицами, хотя и не понимают русского языка. Но не будем впадать в депрессию: встречались и интересные экспонаты, с них и начнём.
Обо всех машинах в рамках одного материала рассказать невозможно, а вот выбрать самые интересные – вполне, тем более что это не слишком сложно: с каждым годом по очевидным причинам Comtrans становится всё более однообразным в смысле техники. В плане шильдиков ситуация обратная: их всё больше и больше, но если смотреть, что спрятано под ними, то можно обнаружить в сотый раз переделанный Mercedes-Benz Sprinter или какой-нибудь Foton, который чуть раньше был искусно скопирован с совсем другой европейской машины. И где-то в глубине души непроизвольно рождается опасение, что, пока мы утром пьём чай, на нашем рынке появляется ещё пять новых брендов, а три уже открытых готовятся закрыться. Причём все восемь продают всё то же самое, напичканное моторами Yuchai и Weichai и неуловимо похожее внешне то на MAN, то на Mercedes. На этом фоне приятно видеть, что хотя бы некоторые отечественные предприятия совершают героические попытки что-то изобретать и производить своими силами. Что ж, давайте приступим к виртуальной прогулке по стендам международной выставки.
Ambertruck и компания
Начнём с приятного – со стенда Ambertruck, где выставлены машины, сборка которых налажена в России. Как правило, сейчас к нам привозят готовые автомобили, и потому даже отечественная сборка (про производство по полному циклу даже заикаться не будем) всегда радует. Ambertruck – это не название какого-то нового производителя грузовой техники, а бренд калининградского завода «Автотор», созданный для выпуска коммерческих автомобилей. Производство таких машин на Автоторе стартовало в августе 2023 года, и сейчас под брендом Ambertruck выходят грузовики JL, JM и SM полной массой от 3,5 до 12 тонн и пикап Work.

Ambertruck JM

Ambertruck JM

Ambertruck SM

Ambertruck Work. Фото: AMBERTRUCK
Ambertruck SM был показан с достаточно популярной и востребованной надстройкой – крано-манипуляторной установкой. Само шасси полной массой 12 тонн не новинка – оно доступно покупателям с июня 2024 года. Колёсная база Ambertruck SM – 5200 мм, длина – 8435 мм. Двигатель – 3,8-литровый дизель (170 л.с.), коробка передач – 6-ступенчатая Wanliyang. Кран-манипулятор производства Hyundai номинальной грузоподъемностью 5000 кг/м позволяет поднять груз на высоту до 12,9 м. Шасси Ambertruck JM полной массой 9,4 тонны – тоже не новинка. Продажи автомобилей на этом шасси стартовали ещё в конце 2023 года. Напомним, что тут используется 2,9-литровый дизель (156 л.с.), ведущий свою родословную от Isuzu, а грузоподъёмность шасси составляет 6550 кг. На выставке была показана машина с надстройкой в виде изотермического фургона с холодильной установкой и гидробортом.
Самая новая машина – это Ambertruck JL полной массой 3,5 т. Машины на этом шасси стали доступны только в сентябре 2024 года. Грузоподъёмность JL – 1540 кг, дизель – 2,8 л (109 л.с.). На выставку JL привезли в виде фургона-мороженицы.

Как мы уже говорили, все эти машины, так же, как и пикап Work, собирают на Автоторе. Реализует их официальный дистрибьютор ООО «ТД Комавто», и уже сейчас сеть официальных дилеров насчитывает порядка 45 центров в России, Беларуси и Казахстане.
Foton: ещё один пикап и электрический фургон
Foton в этот раз выставил четыре автомобиля. Два из них – цельнометаллический фургон Foton Toano и пикап Foton Tunland G7 – нам уже хорошо знакомы. Настолько хорошо, что они уже успели стать победителями «Автомобиля года в России» в номинациях «Лёгкие фургоны» и «Пикапы» соотвественно. А вот ещё две машины – это действительно новинки.

Foton Tunland G7

Foton Toano
Интересные новинки на этом стенде – это восьмиместная версия Toano, которая предназначена для перевозки пассажиров на междугородних маршрутах или использования в качестве шаттла в туристической индустрии, и электрический Foton Toano EV полной массой 3,5 т. Сердце этой машины – электродвигатель мощностью до 130 кВт, который питается от батареи мощностью 100 кВт. Быстрая зарядка занимает 40 минут, стандартная – 5,5 часов, после чего машина может проехать до 300 км. Внешне «электричка» отличается от обычного Toano новой решеткой радиатора, передним бампером и светодиодными фарами. Всё это ожидается и на рестайлинговой версии обычного Toano.

Forland: между Нижним и Фотоном
Forland – это дочерняя марка китайской компании Beiqi Foton Motor, под которой выпускаются малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные коммерческие автомобили. На стенде Forland красовались машины на нескольких типах шасси разной полной массы и с различными надстройками: КМУ на шасси Forland 12, бортовая платформа со сдвижным тентом на шасси Forland 8 и изотермический фургон и фургон-мороженица на шасси Forland 3. Что радует, так это отечественные производители надстроек.
Изотермический фургон на шасси Forland 3 полной массой 3,5 т оснащен 2,5-литровым дизелем (154 л.с.) и 6-ступенчатой механикой. Будку строили в Нижнем Новгороде на предприятии «Автомеханический завод». Холодильный агрегат для фургона-мороженицы разрабатывали, а сейчас и выпускают в России специально для этого фургона.

Forland 3

Forland 3
На шасси Forland 8 показали бортовую платформу со сдвижным тентом вместимостью 14 европалет. Полная масса – 7 990 кг, двигатель – 3,8-литровый дизель (152 л.с.), коробка – механическая «шестиступка». А вот производитель кузова – опять из Нижнего, компания «РУС ВЭН НН».

Ну и, наконец, самое тяжёлое шасси – Forland 12. Полная масса – 11 990 кг, что позволяет не тратиться на «Платон». Двигатель – 209-сильный дизель, коробка – 8-ступенчатая механическая.
Чем хороши все Форланды, так это неплохой комплектацией. У всех шасси в стандартной комплектации есть ABS, система контроля курсовой устойчивости, кондиционер, круиз-контроль, регулировка руля в двух направлениях, подрессоренное сиденье водителя, электростеклоподъёмники и даже верхний обтекатель кабины. Несмотря на то, что в продаже эти машины появились не так давно, в октябре этого года, спрос на них неплохой. Кстати, дистрибьютор Forland тот же, что и Foton – АО «МБ РУС» (бывший «Мерседес-Бенц PУC»). И там уверены, что с этими автомобилями смогут занять значительную долю на рынке коммерческой техники. Что ж, посмотрим.
Avior: новинки из Беларуси
Бренд Avior для нас новый, и не посмотреть, что это такое, было невозможно. Стенд компании небольшой, всего на три машины, но интересный.
Первая новинка – туристический автобус Avior Tourist. Есть ещё междугородняя версия Citylink, но на стенде показали только туристическую версию. Эти автобусы с 2023 года выпускаются в белорусском Борисове, но к нам приехали впервые.

Двигатель – 4,3-литровый дизель Yuchai YCS04180-50 (179 л.с.), коробка – 6-ступенчатая механическая. Автобус рассчитан на 29 пассажирских мест, причём у каждого из них есть свой USB-разъём для зарядки гаджетов. Разумеется, автобус этот строили не с нуля, а на шасси Ankai (Anhui Ankai Automobile Co., Ltd. – это китайская компания по производству автобусов). В Беларуси такие автобусы в небольшом количестве уже есть, к нам они должны прийти в следующем году.
Следующий автомобиль Avior – фургон Avior V90.

Существуют два варианта исполнения этого автомобиля: полной массой до 3,5 или до 2,5 т. Объём грузового отсека – до 12 кубических метров. Машина неплохо оснащена: шесть подушек безопасности, ESP, ABS, автоматическое экстренное торможение, система удержания на склоне, система контроля движения в полосе, камера заднего вида с динамической разметкой. Двигатель – двухлитровый дизель (150 л.с.), коробка – 6-ступенчатая механика. Само собой, этот автомобиль тоже имеет китайские корни, растущие из SAIC.
Минивэн Avior G10, удивительно похожий на Maxus, тоже очень неплохо укомплектован системами безопасности и современными «плюшками» в виде кондиционера, аудиосистемы с Bluetooth и прочими благами цивилизации. Двигатель – двухлитровый дизель мощностью 160 л.с., коробка – такая же механическая «шестиступка». Объём грузового отделения – 5,2 кубических метра.

Нужно отметить, что эти LCV от SAIC MOTOR уже получили ОТТС для рынков России, Беларуси и Казахстана, причём без особых сложностей: их продают в 23 европейских странах, и это упрощает получение ОТТС для нашего рынка. Осталось посмотреть, как у нас пойдут их продажи.
Dongfeng: с размахом!
Автомобили Dongfeng заняли на выставке сразу несколько стендов, и тому есть две причины. Первая – их много, причём продажи растут во всех категориях: и лёгкого коммерческого транспорта, и средне- и крупнотоннажного. Эти машины уже прочно вошли в нашу жизнь и, судя по всему, будут входить еще прочнее. Ну а вторую причину затрону лишь слегка: тут много дистрибьюторов, а на одном стенде они не уживаются. Этой стороны вопроса я касаться не буду, поэтому лучше поговорим о самых интересных (но не всех) машинах.
Первая – фургон Dongfeng Z55N с очень лёгким фургоном из сэндвич-панелей с сотовой структурой. Он сертифицирован как грузовик с полной массой до 3,5 тонн, а значит, на нём можно ездить с водительским удостоверением категории В. Ну а Dongfeng C180L новинкой хоть и не является, но может заинтересовать новой рефрижераторной установкой.

Dongfeng Z55N

Dongfeng C180L
Ну и куда же без фургонов Dongfeng! По большому счёту, LCV у нас представлены только в виде одной модели К-серии, но вариантов её исполнения здесь много.

Dongfeng K-series

Dongfeng K-series

Dongfeng K-series
Двигатель тут один – дизельный М9Т-600 Renault-Nissan, зато есть выбор коробки передач: она может быть 6-ступенчатой механической или 7-ступенчатой роботизированной. В общем-то, эти машины нам уже знакомы, пойдём смотреть дальше.
А дальше у нас победитель российской премии отрасли коммерческих автомобилей Гран-при «За рулем» – Коммерческие автомобили в категории тяжелых грузовиков – Dongfeng GX. Правда, он поделил первое место с КАМАЗ-54902, но сути дела это не меняет. И на выставке была показана обновлённая версия этого тягача.

GX считается полностью китайским продуктом, но это верно лишь отчасти. Да, он полностью сделан в Китае, но не без сотрудничества с иностранными компаниями, имеющими совместные с китайцами производства. Отсюда и кабина, очень похожая на Volvo FH, и 13-литровый дизель Cummins, и роботизированная коробка передач Eaton. Однако победителей не судят.
Shacman, Sinotruk, XCMG и SANY: всего понемногу
Shacman в России уже стал популярным, поэтому нет ничего странного в том, что на Комтранс он привёз новые для нас модели. Все, само собой, седельные тягачи: Х6000 4x2 и Х6000 6x4, газовый тягач Х6000 4x2 LNG и беспилотный тягач Shacman X6000, созданный в партнёрстве с Яндексом.

Shacman Х6000 4x2

Shacman Х6000 4x2

Shacman Х6000 6x4

Shacman Х6000 4x2 LNG

Shacman Х6000 4x2 LNG
Sinotruk в России представлен двумя брендами: топовым Sitrak и более доступным Howo. Разумеется, и те, и другие нашли себе места на стендах Комтранса. Машин этих брендов было множество ещё и потому, что количество разнообразных надстроек на одном шасси может свести с ума.

Изотермический фургон на шасси Sitrak С7Н 6х2

КМУ на шасси Sitrak С7Н 6х4

Howo TX 6х6
Впрочем, надолго задерживаться у машин Sinotruk не будем: буквально на днях нам удалось побывать в Китае, в городе Цзинань, где расположены заводы этого производителя. Заводы посмотрели, на новых машинах покатались, так что совсем скоро об этой компании и её продукции мы поговорим отдельно.
Бренды XCMG и SANY в России знакомы меньше, чем Shacman или Sinotruk, но это пока. Поэтому посмотрим, что привезла на выставку компания СюйГун Ру, дистрибьютор марки XCMG. А привезла она новые тягачи, автокран и автобетоносмеситель.

И если тягачей у нас достаточно, то автокран – редкость. XCT30_S1 выглядит огромным и медлительным, но на самом деле диаметр его поворота равен 21 метру, а стрелу он способен поднять всего за 35 секунд.

Не так часто встречаются на дорогах и грузовики SANY. На стенде были представлены и тягачи, но намного интереснее выглядел электрический грузовичок SANY C156 CE4х2B

SANY C156 CE4х2B

SANY C156 CE4х2B

SANY S485 TD4х2G

SANY S565 TD6х6G
Машинка небольшая, 5595×2185×3120 мм, но достаточно тяжёлая: полная масса составляет 6 т, из которых снаряжённая масса – 3150 кг. Мощность электродвигателя составляет 156 л.с. (115 кВт), крутящий момент – 350 Нм, ёмкость тяговой батареи – 106 кВтч. Запас хода без груза заявлен до 500 км, с грузом – до 300. Параметры не выдающиеся, но вживую грузовичок выглядит весело и вселяет необоснованный оптимизм.
Altai Trucks и БАЗ: ничего не понятно, но очень интересно
Теперь потихоньку перейдём к отечественным производителям. Они у нас есть, но некоторые из них не совсем отечественные. Например, Altai Trucks из Барнаула. Эта компания показала сразу несколько своих новых шасси.

Altai Trucks серии Multa

Altai Trucks серии Argut

Altai Trucks серии Corbu

Altai Trucks серии Corbu

Altai Trucks серии Corbu
Специализация предприятия – производство и реализация шасси и грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 50 т. Как вы думаете, какие моторы установлены в этих машинах? Правильно, Weichai. И коробки передач Fast Gear. В общем, классика. А если приглядеться, то в этих автомобилях явно прослеживаются черты грузовиков Wanshan Special Vehicle, он же – «Ваньшань». Впрочем, планы у компании большие, линейка грузовиков заявлена широкая, так что посмотрим, что из этого выйдет.
Второй не очень понятный отечественный производитель, очень громко заявивший о себе на выставке, это завод АО «Романов», который готовится к запуску серийного производства грузовых габаритных шасси повышенной проходимости под брендом БАЗ. На выставке можно было увидеть живые машины – самосвал полной массой 36 тонн и тягач.



Теоретически завод АО «Романов» расположился в Петербурге (точнее, в Шушарах) на бывшем сборочном заводе MAN. Какое-то серьёзное производство там вряд ли возможно, да и у МАНа там была налажена только крупноузловая сборка. Как там можно будет собирать эти машины, я не представляю. Но почему-то уверен, что как-то собирать их всё-таки будут. Кстати, выставленные образцы сделаны очень качественно, и даже пластиковая каркасно-панельная кабина выглядит вполне прилично. Ну и надо заметить, что импортных моторов и коробок в этих машинах действительно нет – хватает наших агрегатов ЯМЗ. И это хорошо.
…и немного автобусов
А что насчёт автобусов? У нас они тоже есть! Само понимаете, благодаря кому.
Среди отечественных производителей в первую очередь радует стенд Группы компаний «Современные транспортные технологии» (ГК «СТТ»), которая является дистрибьютором автомобилей из Нижнего Новгорода и автобусов многих отечественных заводов. Туристический лайнер Cruise 12 Ликинского автобусного завода, Cruise 11 Курганского автобусного завода, CITYMAX 8 Павловского автобусного завода, VIP-автобус малого класса Газель City, газомоторные CITYMAX 9 CNG и CITYMAX 12 CNG и электрическая Газель e-City – это всё по-своему прекрасно. Но кое-что на этом стенде приковывало внимание практически каждого посетителя.

CITYMAX 8

CITYMAX 8

Газель City

Cruise 11
Вызывала неподдельный интерес полноприводная Газель NN в варианте минивэна. У этой машины появился оригинальный передний модуль с подрамником, редуктором и независимой пружинной подвеской. Салон рассчитан на семь человек, включая водителя. Второй ряд кресел можно установить по ходу или против хода движения, а оба ряда можно передвигать вдоль салона по салазкам. Ну и, конечно же, тут есть и множество разъёмов USB, два кондиционера, два жидкостных отопителя, предпусковой подогреватель, автономный сухой отопитель, мультимедийная система с откидным потолочным монитором в салоне, круиз-контроль и многое другое. Небедная машина получилась.

Кроме автобусов, ГК «СТТ» привезла на выставку и всё семейство грузовиков Валдай – от магистрального тягача Валдай 45 до рефрижератора на шасси Валдай 8, но мы вернёмся к автобусам.

Ульяновский СИМАЗ выкатил две новинки: новый низкопольный городской автобус и уже не новый 2258, но с другими мотором и коробкой. Даю одну попытку угадать, с какими именно. Бинго! – с дизелем Yuchai и коробкой Fast Gear.

В очередной раз отличились белорусы в лице производителя автобусов под брендом «Неман». И это не копия каких-то китайских автобусов, а вполне самостоятельное производство. Правда, моторы и коробки тут всё те же: Weichai и Fast Gear. Но и они изготовлены на совместном производстве в Беларуси, а не привезены из-за границы в готовом виде. И туристический автобус, и междугородный уже есть в продаже.

МАЗ решил немного выделиться и показать не грузовик или автобус, а новый троллейбус большого класса МАЗ-303Т20. Если честно, это тоже не совсем новинка: эти МАЗы уже давно есть в продаже даже в России.

КАМАЗ скромно поставил в уголок КАМАЗ-4280-F5 Vega.

Хотя почему КАМАЗ? Несмотря на это название, этот странный продукт – детище того же ульяновского СИМАЗа. Там берут шасси от КАМАЗ Компас, ставят кузов СИМАЗ – и вуаля, автобус готов. Ну а так как Компас – это JAC, то можно я не буду говорить, какие в нем мотор и коробка? Хотя, нет, скажу: можно подумать, что дизель там Weichai, но нет – Cummins 3,8. А вот коробка да, она самая – Fast Gear.
Китайских автобусов в этот раз было не так уж и много, ну и бог с ними – у нас и наши пахнут рисом. Из интересных отмечу, например, гибридный Yutong ZK6116 CHEVG. Аккумулятора нет, есть суперконденсатор и два электромотора между дизельным двигателем и ведущим мостом. То есть, они используются вместо коробки передач. Ох уж эти затейники…

Ну и чтобы не сложилось мнение, будто китайских автобусов выставили совсем мало, вот парочка Golden Dragon для опровержения.

Golden Dragon

Golden Dragon

Golden Dragon
Туристические автобусы – это красиво, но скучно. Поэтому посмотрим на диво дивное от компании Asiastar.

Asiastar Eurise

Asiastar Eurise

Asiastar Eurise
Это не клон Mercedes-Benz Sprinter, как можно было подумать, а Asiastar Eurise от уважаемого производителя Weichai Yangzhou Asiastar Commercial Vehicle Co., Ltd. Под капотом – 2,8-литровый Weichai (вот сюрприз, да?) мощностью 156 л.с., в паре с ним – 6-ступенчатая механика. Эти машины уже можно заказать у нас – ОТТС на них есть, так что добро пожаловать. Ну и так как Weichai Yangzhou Asiastar Commercial Vehicle – один из крупнейших производителей автобусов, а их туристические лайнеры – это вообще произведение искусства, то у нас теперь можно купить и «туриста» этого бренда.

* * *
Каждый год приходится слышать мнение, что Комтранс уже загибается и на следующий год его уже, наверное, не будет. Не сомневайтесь – будет. Пока есть потребность перевозить людей и грузы, это выставка обязательно будет привлекать новых участников. Пусть кого-то это и немного пугает.