Вьетнамский люкс нацелился на Европу и США, про РФ тоже не забыли. Но будет непросто - «VinFast»
Компания через пару лет планирует начать экспортировать свои электромобили на несколько новых рынков.
Автомобильный бренд VinFast был основан в 2017 году. Его возглавляет первый вьетнамский долларовый миллиардер Фам Нят Выонг, который заработал состояние на лапше быстрого приготовления и недвижимости (отметим, бизнесмен получил образование в Москве). В октябре прошлого года у марки был свой стенд на Парижском автосалоне, где были представлены концепты седана Lux A2.0 и кроссовера Lux SA2.0. В основу этих автомобилей легли лицензионные платформы прежних BMW 5 Series (F10) и BMW X5 (F15) соответственно, а внешность им «нарисовало» итальянское ателье Pininfarina. Конечно, свои автомобили вьетнамцы причисляют к премиальному сегменту.
Стенд на Парижском автосалоне недвусмысленно намекнул на планы касательно европейского рынка; весной 2019-го стало известно о том, что марка намеревается начать продажи машин в России (компания VinFast подала заявку на регистрацию дизайна автомобилей в РФ), а теперь Bloomberg сообщает об очередной цели «вьетнамского люкса» – рынке США.
По данным агентства, молодая компания намеревается до конца 2020 года освоить во Вьетнаме производство электромобилей. В 2021-ом их начнут экспортировать в Штаты, Россию, а также в страны Старого Света. Любопытно, что прототипов будущих «розеточных» моделей у компании пока нет. Так что неясно, какие именно автомобили с логотипами VinFast приедут покорять новые рынки.
При этом для достижения амбициозной цели, владелец марки намерен расстаться примерно с 10% личных акций, то есть выложить около 2 млрд долларов из своего кармана. Несмотря на довольно внушительную сумму и смелый шаг, успеха бренду добиться будет очень и очень непросто. Во-первых, вьетнамский производитель столкнётся с жёсткими эконормами, а также требованиями по безопасности. Во-вторых, весьма непросто убедить жителей перечисленных рынков, буквально поколениями покупавших машины одних и тех же марок, перейти на нечто новое (и производства той страны, которая не ассоциируется с выпуском машин). В-третьих, не стоит забывать, что электрокары пока всё-таки не стали глобально массовым явлением. Пожалуй, в Европе инфраструктуры для них хватит, в США тоже может найтись свой «нишевый» покупатель, но в России... можно сказать с весьма высокой долей уверенности: до 2021 года популярность «розеточных» машин сильно не вырастет, а сейчас их продажи, без преуменьшения, штучные.
Как минимум «проблему номер один» Фам Нят Выонг осознаёт. И всё равно считает, что домашний рынок, где VinFast по продажам обходят и Ford, и Toyota, и Hyundai, «слишком мал», а значит, необходим экспорт за рубеж. Бизнесмен рассчитал, что компания не будет приносить прибыль в течение пяти лет. К 2025 году компания намерена выпускать до 500 тыс. автомобилей в год.
Сейчас модельная линейка бренда включает в себя не только серийные версии кроссовера Lux SA2.0 и седана Lux A2.0, но и так называемый высокий хэтчбек Fadil, который представляет собой перелицованный Opel Karl Rocks. Компания купила лицензию на него ещё у американского концерна General Motors одновременно с ханойским заводом (сейчас бренд Opel/Vauxhall принадлежит французской группе PSA).